Где можно заниматься гиперактивным детям. Самый подходящий спорт для самых активных детей. Как выбрать спорт, учитывая детский темперамент


Что такое гиперактивность? Гиперактивный ребенок - это ребенок с излишком энергии? Как сочетаются гиперактивность и спорт? Какой спорт нужен гиперактивному ребенку? Все это рассмотрим в данной статье.

Гиперактивность

Синдром гиперактивности (а точнее, СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности) встречается в наше время очень часто. По статистике, в каждом школьном классе учится хотя бы один гиперактивный ребенок.

Гиперактивность в своем классическом представлении проявляется следующим образом: чрезвычайная подвижность, возбуждение, чувствительность к различным раздражителям (свет, шум). Гиперактивные дети доставляют своим родителям огромное количество хлопот в связи с тем, что за ребенком здесь действительно нужен «глаз да глаз»: достаточно отвлечься на минуту, и ребенок уже куда-то убежал, что-то сломал, откуда-то упал и т. д.

Родители гиперактивных детей знают, во что превращается, к примеру, обычный прием пищи: бесконечные ерзания на стуле, крики, мотания головой и прочее, прочее, прочее.

Гиперактивность - это не энергия.

Главной ошибкой родителей гиперактивных детей является то, что они полагают, что у их ребенка слишком много энергии, и именно благодаря этому излишку энергии ребенок так себя ведет. Это абсолютно неверная позиция.

Детская гиперактивность не имеет никакого отношения к мифическим запасам энергии в человеческом теле. Синдром гиперактивности имеет под собой исключительно психическое основание. Посредством активных действий ребенок совершает определенную «разрядку» своей психики. В чем-то этот процесс можно сравнить с поведением взрослого человека, который после крайне напряженного и тяжелого рабочего дня идет в спортзал, чтобы снять напряжение (другие варианты: напивается; устраивает дома скандал; что-либо ломает и т. д.). Во всех этих случаях активные действия взрослого человека были вызваны именно психическим перенапряжением, которое он снимает посредством физической работы.

А теперь представьте, насколько тяжело гиперактивному ребенку, у которого ощущение психического перенапряжения проявляется… постоянно. Он испытывает его все время. Не так, как взрослый человек, которому потребовалось на износ работать целый день для того, чтобы достичь этого перенапряжения, а постоянно: с утра до позднего вечера.

Спорт и гиперактивность

Учитывая вышесказанное, становится понятно, что спорт для гиперактивных детей является одним из самых лучших методов облегчения чувства постоянного перенапряжения. Ежедневные спортивные занятия крайне необходимы таким детям - благодаря им ребенок сможет намного лучше справляться с постоянным психическим перенапряжением, трансформируя внутреннюю психическую энергию во внешнюю физическую.

Но синдром гиперактивности не имеет ничего общего с физической усталостью. Если вы отправите ребенка в три спортивные секции, а дома будете играть с ним в активные игры, гиперактивность никуда не денется. Многие родители ошибочно полагают, что ребенка можно «замучить» различными играми и спортом, и он просто «устанет и успокоится» - такой подход абсолютно неверен.

Если вы перегрузите гиперактивного ребенка физическими упражнениями, то он не станет уставшим спокойным ребенком. Он станет уставшим гиперактивным ребенком. Он по-прежнему будет испытывать ощущение перенапряжения, при этом не имея сил его выплеснуть в физической форме. А это уже похоже на пытку.

Выбор спорта при гиперактивности.

Не существует каких-либо специальных видов спорта, показанных при гиперактивности. Скорее, есть спорт, на который гиперактивного ребенка лучше не отдавать. Это те виды спорта, в которых необходимо много слушать тренера, много думать, анализировать сказанное и крайне редко действовать. Отличный пример: американский футбол, от и до буквально пропитанный тактическими нюансами. В нем само действие занимает несколько секунд, а тактические нюансы и объяснения тренера - часы. В этом и подобных видах спорта гиперактивному ребенку будет очень тяжело.

Хорошие виды спорта для ребенка с синдромом гиперактивности - те, в которых много свободы действий. Футбол, хоккей, теннис. Прекрасно подходит плавание: в бассейне ребенок предоставлен самому себе, но вместе с тем слегка ограничен шириной дорожки и длиной бассейна. Легкая атлетика, спортивные танцы, боевые искусства также будут очень к месту.

Кажется удивительным, но некоторым гиперактивным детям прекрасно подходят шахматы. Многие дети с синдромом гиперактивности не могут усидеть на стуле, играя в эту игру, но некоторые находят в шахматах ту самую психическую разрядку, которая им и нужна. И действительно: шахматы заставляют «на полную» работать наш мозг, тем самым сжигая огромное количество энергии - а это именно то, что нужно гиперактивному ребенку.

Пять НЕ в жизни ребенка с СДВГ

СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) – состояние, которое вызывает гиперактивность, импульсивность и стабильную невнимательность. Данный синдром проявляется в детстве и может сохранять свое влияние и во взрослой жизни.

1. Он НЕ воспринимает поток информации, состоящей из скучных команд, заданий и напоминаний. Информацию в данном случае приходится выдавать порционно, по степени ее усвоения и выполнения. Не стоит делать так: «Переоденься, вымой руки, разогрей, поешь и убери уже в комнате посуду, которая стоит там три дня». Придется как-то так: «Переоденься, переоденься, переоденься. Ты переоделся? Ну, ты живчик, вымой руки, вымой руки, руки помыл?» А кому легко?

2. Он НЕ может концентрироваться на выполнении рутинного задания столько, сколько могут нейротипичные дети. Паузы должны быть более частыми и достаточными для разгрузки, необходима смена деятельности. Основная проблема в школе с такими детьми именно по причине перерасхода их возможностей на концентрацию до момента окончания уроков. Это преодолимо в индивидуальном подходе учителя (школы) к состоянию ребенка.

3. Он НЕ думает прежде, чем что-либо делает или говорит. Этот навык у него «отращивается» постепенно и с явным запаздыванием относительно социальных ожиданий. Родителям может потребоваться помощь специалистов в работе по запуску и коррекции этого процесса. Быстрых решений здесь нет.

4. Он НЕ издевается своим поведением над окружающими людьми. Для него это форма и образ существования, обусловленные во многом степенью развития мозга, эмоциональной зрелостью и реакцией на то, как его воспринимают близкие люди. Нельзя сказать, что для других детей это не значимо или действуют другие законы, но в случае с СДВГ определяющими факторами становятся процессы мозговой деятельности, биохимический коктейль. На издевательства, кстати, тоже нужны ресурсы, а их в арсенале дефицит.

5. Он НЕ всегда будет таким, но синдром скажется на его последующей жизни. Грамотный подход в воспитании и образовании такого ребенка могут минимизировать негативные последствия и раскрыть его способности.

Заключение

Гиперактивный ребенок - это не ребенок с излишком энергии. Это ребенок, пребывающий в постоянном психическом напряжении, которое он пытается снять единственным известным и доступным ему способом - физическими действиями.

Главная задача, стоящая перед родителем гиперактивного ребенка - помочь ребенку найти место, где тот «легально» сможет двигаться так, как хочет. Если за столом, за партой, перед сном и т. д. ребенок этого делать не может (родители не одобряют, и он это чувствует), то в спортивной секции - может, и более того, это даже поощряется. А именно это ребенку и нужно - физические действия и одобрение данных действий со стороны родителей, что позволяет двигаться, не испытывая дополнительного морального напряжения в связи с запретом или неодобрением со стороны взрослых.

В садике, школе или секции педагоги делают много замечаний именно вашему ребенку. Они жалуются на его неуправляемость и невоспитанность. Все это может свидетельствовать о том, что у вашего ребенка имеется «синдром гиперактивности, или дефицита внимания». Таким детям, больше чем другим остальным, грозит непонимание со стороны взрослых. Их стыдят, укоряют, наказывают, и одергивают. Но все это не помогает, а только усиливает эффект «синдрома гиперактивности».

В последние годы «синдром дефицита внимания» появляется у большего количества детей. Этому способствуют увеличивающиеся с каждым годом обучающие нагрузки и как следствие нарушение психоэмоционального состояния детей. У взрослых людей в современном обществе так же возросли психологические нагрузки. Жизнь стала ускоряться, решение разных задач требует все большего внимания и ответственности. Это увеличивает нервозность взрослых, которую они переносят в семейную жизнь, и тем самым влияют на психологические реакции и поведенческие отклонения своих детей.

Мальчики наиболее подвержены «синдрому дефицита внимания». Как правило, синдром начинает проявляться в период посещения детского сада, все более нарастает к моменту подготовки к школе, и достигает своего пика в первые годы обучения. В период полового созревания внешние симптомы эмоциональной импульсивности наименее заметны, они маскируются под другими чертами. Но это не означает, что проблема решена. Она может проявить себя неблаговидным образом во взрослой жизни и выразится совсем другими внешними формами. Поэтому, чем раньше вы обратите внимание на эту проблему, и займетесь ее решением, тем легче будет адоптироваться вашему ребенку во внешнем мире.

Наиболее плодотворным может стать комплексный подход. Когда в коррекции поведения принимают участие родители, педагоги, психолог и педиатр. В возрасте 5-8 лет мозг ребенка наиболее восприимчив, негативные привычки еще не приобрели хронический характер. Поэтому, именно в этом возрасте, лучше всего начинать помогать ребенку, преодолевать «синдром дефицита внимания».

Помощь родителей

В первую очередь научитесь управлять своими эмоциями. Спокойное поведение эта основа, которая позволит вам продвинуться в устранении нежелательно синдрома. Постарайтесь исключить из своего лексикона слова «Нельзя» и «Нет». Используйте другие позитивные формулировки «Лучше сделать так…», «Мне бы хотелось, чтобы ты…» и т.п. Доверие и взаимопонимание - это ваши лучшие союзники. Чаще старайтесь обращаться к ребенку, как к взрослому сознательному человеку.

Проанализируйте психологический микроклимат в вашей семье. Возможно, вам потребуется изначально подкорректировать ваши отношения со второй половинкой. Частые ссоры родителей провоцируют негативные реакции детей. Спланируйте организацию семейного досуга таким образом, чтобы как можно больше времени вы могли посвящать занятиям, в которых будут принимать участие все члены семьи. Найдите время и для индивидуального общения с ребенком. Погружение в мир интересов малыша позволит вам укрепить взаимопонимание и доверие друг к другу.
Соблюдайте режим дня и определите постоянное место для занятий ребенка.

Гиперактивному ребенку, больше чем другим нужен внешний порядок

Стимулируйте ребенка на достижение конкретных целей. Определите цель, обозначьте ее важность и при достижении результата обязательно поощрите. Форма поощрения может быть разной от похвалы, до небольшого приза. Такие упражнения лучше проводить ежедневно, а в конце недели вместе с ребенком проанализируйте вместе с ним ваши победы и организуйте дополнительное вознаграждение. Таким призом может стать совместный поход в кино или зоопарк.

Помните самый важный момент - нервная система гиперактивного ребенка устроена таким образом, что восприятие к отрицательным стимулам практически отсутствует. Поэтому вы можете бесконечно часто наказывать своего малыша и так и не добиться нужного результата. А вот на похвалу и поощрения он среагирует гораздо быстрее.

Задумайтесь над этим! Ведь вам как любящим родителям приятней хвалить, чем ругать, хотя пользоваться этими психологическими приемами гораздо сложнее. Начинать нужно с себя - контроль и самообладание - вот, что вам поможет!

Помощь педагогов

К сожалению, мы не всегда можем найти общий язык с педагогами. Ведь у них порой нет времени или желания вникать в проблемы каждого отдельного ребенка. Основная доля ответственности лежит на родителях. С гиперактивным ребенком общаться очень сложно, и вы должны отдавать себе отчет, что педагогу придётся не просто, и он не обязан, решать те проблемы, которые были спровоцированы в кругу вашей семьи. Поэтому ваша задача найти подход и к взрослому человеку, объяснить педагогу, что вы активно занимаетесь решением проблемы гиперактивности ребенка и просите у педагога помощи, а не требуете. Если взаимопонимание с педагогами достигнуто, то они тоже смогут внести свой вклад в устранение «симптома недостатка внимания» вашего чада. Что потребуется от них:

  • Показывать путь достижения конкретного результата и мотивировать ребенка к его достижению.
  • Провоцировать положительные реакции со стороны сверстников в адрес ребенка, в момент его успеха.
  • Стараться вовлекать ребенка в игры, где требуется коллективное участие.

Спорт и гиперактивный ребенок

Некоторые виды спорта гиперактивным детям крайне нежелательны - такие, в которых присутствует дух соревнования , или показательных выступлений. Чтобы снизить симптом подойдут монотонные, равномерные тренировки - такие как плавание, беговые лыжи, прогулки, бег трусцой, езда на велосипеде и т.п.
Перед выбором вида спорта пройдите медицинский осмотр, чтобы исключить заболевания сердечно-сосудистой системы.
Упражнения для расслабления мышц тела.
У гиперактивных детей мышцы тела находятся в постоянном напряжении, поэтому крайне важно научить ребенка расслабляться.

Вот несколько упражнений, которые вы можете делать вместе с ребенком:

  1. Сделайте три-четыре глубоких вдоха и выдоха.
  2. Плавно повращайте глазами в одном и другом направлении.
  3. Сконцентрируйте свой взгляд на одном предмете, через некоторое время медленно переведите его на близлежащий предмет.
  4. Нахмурьте мышцы около глаз, а затем расслабьте.
  5. Широко позевайте.
  6. Расслабьте мышцы шеи - медленно покачивая головой, а затем совершите несколько плавных круговых движений.
  7. Поднимите и опустите плечи несколько раз.
  8. Сожмите, а затем разожмите кулаки.
  9. Покрутите запястьями рук.
  10. Покрутите ступнями и расслабьте лодыжки.

Все движения нужно совершать неторопливо в монотонном ритме. Включите медленную музыку. Расслабиться может помочь и пение. Выберите любимые песни и пойте их вместе с ребенком.

Экстренные реакции

Пока ваши усилия не принесли нужных результатов, у ребенка могут возникать частые эмоциональные взрывы. Как стоит на них реагировать?

  • Если ребенок капризничает, задайте вопрос, который он не ожидал услышать в данный момент, отвлеките его внимание от каприза.
  • Если он не слушается ваших указаний, повторите их несколько раз спокойным монотонным голосом.
  • Если он активно привлекает внимание какой-нибудь назойливой просьбой, дайте ему высказаться, и только потом приводите свои доводы. В противном случае, ребенок вас может не услышать.
  • Если ситуация совсем критическая и у ребенка истерика - отведите его в отдельную комнату и оставьте не надолго одного. Делаете это спокойно без надрыва. Дайте ему время успокоиться и осознать произошедшее.
  • В случаях, когда ребенок ведет себя не надлежащим образом, попробуйте зафиксировать этот момент (сфотографируете его). Когда ребенок успокоится, покажите ему фото и обсудите эту ситуацию - как он выглядит со стороны.

Семейный психолог - Наталья Теплова

Спортивные секции для детей заложат фундамент здоровья ребенка, укрепят его характер, научат жить в условиях конкуренции, добиваться своего в этом непростом мире.

Физическое развитие ребенка сильно зависит от того, занимается ли он физической культурой.

Современные дети акселераты. У них раньше сменяются молочные зубы, они быстрее растут и набирают массу. Но, к сожалению, масса тела у большинства детей превышена за счет преобладания жировой ткани. У половины детей уровень секреции гормонов надпочечников ниже нормы и не соответствует развитию. Это ведет к развитию , нейроциркуляторной дистонии и других проблем со здоровьем у детей различного возраста.

Почему ребенка желательно записать в спортивную секцию

Здоровый ребенок активный, ему надо куда-то выплескивать свою энергию. Одно из условий полноценного развития ребенка - правильно сформированный опорно-двигательный аппарат. Растущий скелет ребенка требует постоянного поступления белков, и микроэлементов. При движении питание костной ткани улучшается, в ней реже появляются патологические процессы, последствия которых зачастую трудно исправить. Слабые мышцы спины могут стать причиной развития сколиоза и кифосколиоза у детей школьного возраста.

У ребенка до 5 - 7 летнего возраста мышечные пучки прикрепляются короткими широкими сухожилиями несколько дальше от оси вращения, поэтому движения у детей могут быть несколько угловатыми. Только к 8 - 10 годам заканчивается окончательная дифференцировка соединительно-тканного каркаса мышц: эндомизия и перимизия.

Мышцы у детей развиваются неравномерно: в первую очередь созревают мышцы плеча и предплечья, мышцы кистей рук развиваются позже. Детям до 6 летнего возраста трудно даются упражнения на мелкую моторику, они быстро утомляются.

Связки укрепляются с 8 - 9 лет. Учитывая эти особенности, занятия физкультурой (в том числе в спортивных секциях), должно быть строго дозированное и под контролем грамотного тренера.

Регулярные занятия спортом играют большую роль в функциональном и структурном развитии мышц. Дети, занимающиеся в спортивных секциях, уже хорошо знают, что значит добиваться поставленной цели, они более дисциплинированны, в дальнейшем такие дети лучше учатся в школе, у них бойцовский спортивный характер.

Практика показывает, что физически активные дети имеют лучшую успеваемость, чем те, кто постоянно сидит над учебниками или за компьютером. Занятия в спортивных секциях положительным образом сказывается и на укреплении здоровья (речь не идет о большом спорте, не имеющем со здоровьем ничего общего).

У различных возрастных групп есть свои нормативы двигательной активности. Так дети 3 - 4 летнего возраста должны совершать 9 000 - 10 500 шагов. Для школьников 11- 15 лет нормой считается 20 000 шагов. В состоянии движения дети должны находиться до 6 часов в день.
Гипокинезия (недостаточная подвижность), как и чрезмерное неконтролируемое увлечение спортом, попытки достичь в короткое время максимально высоких результатов, могут представлять реальную угрозу для здоровья и привести к тяжелым последствиям.

Начало занятий в детской спортивной секции

На особенностях возрастного развития костно-мышечной системы ребенка разработаны рекомендуемые сроки начала занятий в спортивной секции.

Виды спорта для детей и возраст в годах, в котором они допускаются к занятиям в спортивной школе

Одаренные дети могут быть записаны в спортивную секцию на год моложе.

Но на деле в группы новичков, например в спортивные школы фигурного катания, набирают уже с 3 - 4 лет, несмотря на то, что специалисты утверждают, что ребенку в спортивной секции до пятилетнего возраста на льду делать нечего.

Конечно, бывают такие ситуации, когда спортивный талант ребенка заметен чуть - ли не с рождения.

Что нужно узнать до того, как отдать ребенка в спортивную секцию

Убедиться, что у него нет врожденных пороков и заболеваний, несовместимых с занятиями в той или иной спортивной секции. Справка в спортивную секцию ни в коем случае не должна быть фиктивной.

Каким видом спорта заняться ребенку?

Все зависит от наклонностей, желаний ребенка и поставленных целей: либо это бесплатные спортивные секции чисто для здоровья, или прямая нацеленность на олимпийские результаты. Иногда дети лучше взрослых чувствуют, какая спортивная секция им больше подойдет. От темперамента ребенка, его телосложения, гибкости, скорости реакции, преобладании в организме быстрых или медленных мышечных волокон (их соотношение генетически детерминировано), зависит какой вид спорта выбрать ребенку.

Виды спорта для гиперактивных детей

Ребенку с СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности) желательно предложить спортивную секцию, то вид спорта, который научил бы его концентрироваться, привил самодисциплину. Для мальчиков с СДВГ больше всего подойдут восточные единоборства: айкидо, тэквандо. Для девочек - спортивные танцы.

Таким детям не рекомендованы командные или чрезмерно активные виды спорта (бокс, футбол). Мнение, что ребенку с СДВГ надо куда-то выплеснуть лишнюю энергию не совсем правильное. У детей с СДВГ психика легко истощаемая, чрезмерные психические нагрузки в спортивных секциях могут довести до психиатра.

Дети с СДВГ требуют особого внимания, поэтому, для него надо выбирать не только спортивную секцию, но и терпеливого тренера, который сможет найти к ребенку индивидуальный подход. Ставить крест на ребенке с СДВГ не надо. Майклу Фелпсу - многократному чемпиону мира по плаванию, в шестом классе был поставлен диагноз дефицита внимания и гиперактивности, а в 15 лет он уже принимал участие в Олимпийских играх.

При наличии хронических заболеваний при выборе спортивной секции необходимо проконсультироваться с врачом, так как некоторые виды спорта могут обострить течение болезни. Например, плавание обострит хронический гайморит, а зимние виды спорта не подойдут ребенку с бронхиальной астмой и аллергией на холод.

Выбирая спортивную секцию, необходимо руководствоваться здравым смыслом и состоянием здоровья ребенка. Хотя, и из можно сделать крепкого спортсмена.

Приветствую вас, дорогие родители, на своей страничке. Рада, что вы абсолютно неравнодушны к темам воспитания детей и заглядываете сюда, чтобы принять участие в очередном обсуждении.

Мы с вами уже достаточно много говорили про такую особенность детского организма как , изучали причины этого явления, читали рекомендации психологов, чтобы как-то помочь тем родителям, в семьях которых живут такие живчики.

В продолжении этой темы предлагаю подумать над тем, сможет ли спорт для гиперактивных детей стать помощником в борьбе с излишней энергичностью. Родители суперактивистов и не только, как насчет ?

План урока:

Зачем гиперактивным «доктор спорт»?

Казалось бы, гиперактивные ребята итак постоянно в движении, и складывается ощущение, что чувство усталости этим непоседам просто чуждо. Зачем еще физкультура и тренировки, если организм всё время находится в тонусе? Оказывается, очень даже зачем!

Что мы знаем про гиперактивных детишек? Невнимательные и неугомонные с неуёмной энергией, не способные заниматься долго одним делом.

На самом деле, такому ребёнку всё равно, чем себя занять, у него одно правило: зря не тратить драгоценное время, тупо сложив руки. Почему бы не направить этот мощный энергетический заряд в правильное русло, дав родителям передохнуть ну хоть пару – тройку часов?

Помимо несомненной пользы здоровью, спортивная секция у гиперактивных ребят воспитывает выдержку и собранность, ведь каждая тренировка выстроена, прежде всего, на дисциплине и установленных правилах, соблюдать которые придётся научиться.

Мудрые родители гиперактивных детей всегда должны помнить несколько советов, прежде чем надеть на будущего чемпиона спортивную форму.

  • На первом месте всегда стоит интерес ребёнка, не стоит направлять его в спорт «своей мечты» по принципу: «У меня не получилось, пусть хоть у него получится!». Гиперактивист спортивный кружок должен выбрать сам и имеет право последнего слова!
  • Родителям, поставленным в условия «ромашки», когда «люблю — не люблю», нелегко решить, какой вид и секцию подобрать, потому что помимо принятия во внимание детского мнения, где бы хотел заниматься их особенный ребёнок, следует ещё найти такого особенного тренера, который будет стойко выдерживать натиск и сумеет подобрать ключик к непростому подопечному.
  • Не стоит впадать в панику, если у ребёнка будет «…драмкружок, кружок по фото, да и петь еще охота…», пусть он ищет свой спорт методом проб и ошибок. Вспомните себя в детстве: куда мы только не были записаны и где только свои силы не пробовали. А для гиперативного спортсмена больше физкультуры — значит, лучше его физическое развитие!

Куда вложить гиперактивную душу?

Это и понятно, особенных детей с повышенной активностью ждут не везде. Те виды спорта, где ставка делается на команду, для них не походят: договариваться с другими участниками им тяжеловато.

Травматически опасные тренировки тоже следует исключить из «спортивного рациона» гиперактивных спортсменов: опасные действия такие дети совершают необдуманно и бывают неловкими, чаще других получая по этим причинам травмы. Так что вырастить Пеле или Тайсона родителям вряд ли удастся.

При принятии решения следует делать выбор в пользу той физической активности, где присутствует соревнование, потому что для формирования личностного «я» в случаях с гиперактивностью очень большой вклад имеют как победы, так и поражения.

Психологи набросали небольшой список потенциально возможных видов спортивных направлений, где можно поучаствовать гиперактивным детям.


Родителям на заметку!

Наткнулась на страничках интернета на информацию о том, со скольки лет официально берут детей в различные спортивные школы. Вдруг, пригодится:

  • 6 лет: гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание, теннис, акробатика, спортивные танцы, шахматы, ушу,
  • 7 лет: баскетбол, горные лыжи, спортивный туризм,
  • 8 лет: легкая атлетика, биатлон, хоккей с мячом, волейбол, гандбол, конькобежный спорт,
  • 9 лет: парусный спорт, конный спорт, велоспорт, пятиборье фехтование, греко-римская и вольная борьба, таэквондо,
  • 10 лет: гребля на байдарках и каноэ, арбалетная и пулевая стрельба, каратэ, тяжелая атлетика,
  • 11 лет: альпинизм, скалолазание.

На самом деле, на уровне обычной секции новичков набирают уже, как правило, на пару лет раньше, чем установлено нормативами спортивных образовательных учреждений.

На видео найдете 10 правил для родителей гиперактивных детишек от доктора Комаровского.

Если вам сегодня было интересно, буду искренне благодарна за комментарии к этой теме. Было бы интересно послушать, каким спортом занимаются в ваших семьях. А может среди читателей есть чемпионы?

Желаю вам удачи во всем!

Всегда ваша, Евгения Климкович!







2024 © cveti-usadba.ru.